Поговорим о цвете
Темой статьи вдохновила наш партнер, художник и друг Марина Пугачова в своем недавнем посте. Речь шла о том факте, что все культуры периода расцвета использовали яркие насыщенные открытые цвета, а культуры периода распада наоборот…
Просматривается ли подобная тенденция сегодня? По большей части в интерьерах в настоящие дни преобладают серые, пудровые, размытые цвета – связано ли это с нынешним периодом окончания одной эпохи и начала новой, периодом трансформации и изменений?.. Цвет - это определенная вибрация – коррелируют ли «модные» ныне цвета и оттенки с переходом человечества на повышенную частоту в глобальном смысле и может быть стоит впустить в нашу жизнь и интерьер краски?
Итак, поговорим о цвете.
Начнем с теории. Прежде всего необходимо понять ее базовые принципы. Сперва обратимся к, так называемым, трем свойствам цвета, они представляют собой общий язык теории. - Оттенок – наименование того или иного цвета (например, красный, синий, желтый). - Насыщенность – это бледность или затемненность оттенка (цвета). - Интенсивность определяет яркость или тусклость оттенка (цвета). Чистые оттенки – высокоинтенсивные. Тусклые оттенки - соответственно, обладают низкой интенсивностью. Цветовой круг, основанный на красном, желтом и синем цветах – традиционная форма цветовой схемы в области искусства. Первая цветовая диаграмма была создана Сэром Исааком Ньютоном, в 1666 году. С тех пор ученые и деятели искусства изучали и предлагали свои варианты данного принципа, до наших дней не стихают споры о том, какая система лучше и достовернее. В действительности же, любой цветовой круг, обладающий логически выстроенной системой чистых оттенков, имеет место быть. Существует три базовых цвета: красный, желтый и синий. Это три пигментных цвета, которые не могут быть получены путем смешивания других цветов. Все другие цвета получены из этих трех оттенков. К цветам второй группы относятся зеленый, оранжевый и фиолетовый. Эти цвета получены путем смешивания базовых цветов. Цвета первой и второй группы вместе образуют шестерку самых ярких цветов спектра. Смешивая каждый цвет с соседним, мы получим еще шесть цветов – цвета третьей группы. К этой группе относятся желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый. Эти цвета получены путем смешивания одного базового и одного вторичного цвета В промышленности широкое применение для описания цвета продукции нашла цветовая модель NCS (англ. Natural Color System, естественная система цвета). Она основана на системе противоположных цветов и была предложена Скандинавским институтом цвета (Skandinaviska Färginstitutet AB), Стокгольм, Швеция. При описании цвета по NCS используются шесть простых цветов: белый, чёрный, красный, жёлтый, зелёный и голубой. Все остальные цвета представлены сочетанием основных (например, оранжевый — одновременно красноватый и желтоватый). Это облегчает интуитивное понимание цвета из его кодированной записи, в то время как в таких системах как RGB (красный, зелёный, синий) мысленная визуализация цвета по трём цифрам довольно сложна. В описании цвета учитывается близость к чёрному — темнота цвета, чистота цвета (насыщенность) и процентное соотношение между двумя основными цветами. Полная запись цвета может также включать кодовую букву, обозначающую версию стандарта NCS.
Цвета флага Швеции описывается в NCS как 0580-Y10R (жёлтый) и 4055-R95B (синий) Например, цвета шведского флага в системе NCS определяются следующим образом: ⦁ Жёлтый — NCS 0580-Y10R (5 % темноты, 80 % насыщенности, 90 % жёлтого и 10 % красного — слегка тёмный практически насыщенный жёлтый с лёгким оттенком оранжевого) ⦁ Синий — NCS 4055-R95B (40 % темноты, 55 % насыщенности, 5 % красного, 95 % голубого — скорее тёмный достаточно ненасыщенный голубой с лёгким оттенком фиолетового). Для определения цвета по системе NCS издаются каталоги. Последняя редакция цветового веера содержит 1950 цветов. Недостатками NCS являются: ограниченная применимость, неполное покрытие цветового пространства, неточное описание цвета блестящих поверхностей, сложность измерения без приборов. При определении цвета наших изделий мы также в основном используем систему NCS, реже – RAL. RAL — немецкий цветовой стандарт, разработанный в 1927 году Государственным комитетом по условиям поставок (Reichs-Ausschuss fur Lieferbedingungen) по просьбе производителей лакокрасочной продукции. Институт RAL установил стандарт на цветовое пространство, разделив его на диапазоны и обозначив каждый цвет однозначным цифровым индексом. С тех пор компания RAL gGmbH постоянно разрабатывает и добавляет новые образцы цветов в соответствии с потребностями рынка. Многочисленные нотации, сопровождающие примеры цветов, гарантируют ясное и лаконичное средство коммуникации, которое понятно во многих областях промышленности. Разработанная универсальная система выбора цветов востребована во многих отраслях, где нужно правильное понимание цвета. Классическая цветовая коллекция RAL, ставшая стандартом для выбора цвета с 1927 года. Теперь серия включает 213 цветов, в том числе 17 металлических. Номера четырехзначные, (№XXXX) где 1xxx — жёлтые (30 штук), 2xxx — оранжевые (13 штук), 3xxx — красные (25 штук), 4xxx — фиолетовые (12 штук), 5xxx — синие (25 штук), 6xxx — зелёные (36 штук), 7xxx — серые (48 штук), 8xxx — коричневые (20 штук), 9xxx — светлые и тёмные (14 штук), количество оттенков указано включая металлики. Классические цвета RAL применяются в различных областях промышленности: лакокрасочное производство, колеровка, архитектура, дизайн (графический, промышленный, транспортный, интерьерный, полиграфический и даже городской среды). В следующих статьях немного углубимся в процесс придания цвета нашим изделиям.