Как создавался шкаф. Часть пятая: отделка лакокрасочными материалами.

Технология покраски и лакировки зависит от многих вещей, в первую очередь — от породы дерева, от того, нужна ли нам в итоге поверхность с закрытыми порами или открытопористая, какого цвета и тона мы хотим добиться в итоге. Вот так выглядит изделие на этапе сухой сборки — еще до тонирования и лакировки. Сначала изделие собирают как бы “в черновую”, потом разбирают и обрабатывают все составляющие его детали. А потом уже еще раз собирают “на финише”.

При работе с экзотической древесиной очень важно учесть, насколько высоко содержание смол в этой породе. Особенно смолистой считается древесина тика, хвойных деревьев, палисандровых пород (таких, к примеру, как кокоболо, бразильское тюльпанное дерево, сиссу, амазонский палисандр). Перед началом работ (перед грунтовкой) такую древесину необходимо дополнительно обессмоливать — иначе смолистые вещества помешают адгезии (сцеплению) отделочных лакокрасочных материалов. Для этого применяют растворители или составы, смыливающие смолу. “Хозяйке на заметку”: если используются масляные краски — обессмоливание не нужно. Они все равно отлично “приклеиваются”, благодаря однородности смол древесины и олифы, на основе которой делают эти краски. Можно сказать — ложатся как родные. Но, поскольку в истории со шкафом мы работали с древесиной низкосмолистой, американским орехом, то этот этап нам был не нужен. А вообще обессмоливание — это любопытная тема и о ней стоит как-нибудь поговорить детальней. Что касается фактуры поверхности — мы хотели оставить её открытопористой, в этом случае требуется провести четыре последовательных операции: 1. Грунтовка — подготовка, покрытие слоем грунта. На фото — подготовка к грунтовке: детали обдуваются воздухом, чтобы на них не попадали частицы пыли Какой вид грунтовки использовать — зависит, в первую очередь, от того, каким лаком вы собираетесь покрывать ваше изделие. Поэтому в этой части поговорим сразу и о том, и о другом. Виды лаков и грунтовок под них Сразу уточним: есть традиционные, еще “дедовские” недорогие грунтовки, которые применяются для каких-нибудь простых видов древесины вроде сосны. Основные — канифольная (под идиловый лак), олифа (под масляный), нитрогрунтовка (под нитролаки) и паста канифольно-казеиновая (под масляные и спиртовые лаки для крупно-пористых пород древесины). Ничего из этого мы в своей работе не используем. Да и в принципе в промышленных условиях всеми этими материалами уже практически не пользуются. Есть еще так называемый лак UF-отверждения (еще его называют шеллаком или гель-лаком). Это очень современная технология, такой лак “запекается” UF-лампами, крайне быстро высыхает, отлично держится и хорошо выглядит (если среди наших читательниц есть поклонницы шеллачного маникюра — то вот всё примерно так же, только в промышленных масштабах:)

img
img

Мы же используем два вида лака:

полиуретановый (ним мы пользуемся, пожалуй в 9-ти из 10-ти случаев) — он не только красиво подчеркивает текстуру дерева, но и создает износостойкое и прочное покрытие. Хорошо переживает резкие колебания температуры, свето- и вибростойкий; защищает от влаги, выветривания, плесени и грибка. Наконец, он гораздо быстрее сохнет и значительно меньше пахнет, чем все лаки предыдущего поколения. акриловый (он же — полиакрилатный) — используется преимущественно для наружных работ, так как хорошо защищает материалы от атмосферных воздействии; придаёт древесине нужный оттенок и подчёркивает её текстуру. Быстро сохнет, не растрескивается, практически не пахнет, создаёт ровную, слегка блестящую плёнку на поверхности деревесины. Шкаф из американского ореха мы покрывали двухкомпонетным полиуретановым лаком (так называемый DD-лак); соответственно, использовали и полиуретановую грунтовку.

2. Тонирование древесины: покрытие слоем пигмента для придания того или иного оттенка. Тонируют древесину либо до, либо после грунтовки, а в некоторых случаях (как, например, в нашем) — и до, и после. В истории, о которой идет речь, мы применяли двухэтапное тонирование еще и потому, что некоторые элементы шкафа выполнены из ясеня, породы несколько более светлой, чем орех. И вначале нам нужно было придать ясеневым деталям тот же тон, что и у ореха. Делалось это еще перед грунтованием. А уже после него всем элементам придали окончательный нужный тон. К слову, если тонировать только перед грунтовкой, цвет получается недостаточно однородным. Как мы уже когда-то рассказывали (например, вот в этом материале), американский орех — древесина самодостаточная, с благородными фактурой и цветом. Множество других видов древесины тонируют под орех, но тонировать орех “под что-то” не прийдет в голову, наверное, никому. Но как красивая женщина становится еще красивее благодаря хорошему макияжу, так и правильное тонирование делает благородную древесину еще элегантнее, еще глубже, богаче. Нам очень нравится играть с тонированием, пробовать различные варианты. А вот для сравнения — другой наш ореховый шкаф: здесь тонировки нет, мы сохранили натуральный оттенок цвета. Кроме того, здесь другое направление шпона: волокна располагаются горизонтально, тогда как у предыдущего шкафа — вертикальная наборка, отчего на первый взгляд кажется, что это совершенно другая древесина и между двумя объектами нет ничего общего.